Аввакум в книжной культуре
Сочинения протопопа Аввакума были популярны в старообрядческой среде. Начиная с конца XVII века, а особенно в XVIII–XIX веках их переписывали «добрым письмом» для распространения среди «верных» на Руси. Русский Север сохранил огромное количество не только рукописных, но и печатных сборников, которые сегодня помогают понять и углубить свое историческое измерение, вернуть и укрепить чувство Отечества.
В Научной библиотеке Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова (НБ САФУ) хранится старообрядческий Сборник первой трети XIX века, поступивший еще в 70-е годы прошлого века из деревни Часовенская Плесецкого района Архангельской области (рис. 1). На 160 листах разными почерками изложены жития раскольников (рис. 2), беседы и толкования старой веры, послания за веру Христову (рис. 3), «Список з грамотки отца Аввакума Протопопа». Открывает сборник «Житие и подвези чуднаго отца инока Епифания, которой скончася по благочестии в Пустозерьском городке, с чудными страдальцы протопопом Аввакумом и священником Лазарем и диаконом Феодором».
Рис. 1 |
Рис. 2 |
Рис. 3 |
Громадную популярность в старообрядческой среде приобрел печатный сборник «История об отцах и страдальцах соловецких», в состав которого вошла повесть о трех пустозерских узниках. «Сказание об Аввакуме, Лазаре и Епифании» было создано известным старообрядческим книжником дьяконом Феодором (Ивановым) на рубеже 1667–1668 годов как образцовый старообрядческий текст: изображает допрос и мучения сторонников старой веры и свершающиеся с ними чудеса (явное доказательство святости персонажей).
Из фонда АОНБ
При этом Аввакум («сильный Христов воевода»), Лазарь («храбрый Божий слуга») и Епифаний («воин Небесного Царя Христа») переносят страдания со смирением и упованием на Господа, поскольку воспринимают их как способ перехода в Царство Божие.
Автор ставит отцов старообрядчества в один ряд с наиболее почитаемыми христианскими святыми: к Лазарю является ветхозаветный пророк Илия, известный как ревностный поборник чистоты веры, а иноку Епифанию Царица Небесная дарует язык, подобно тому, как вернула Иоанну Дамаскину руку. Всё направлено на то, чтобы читатель воспринял староверов как прямых наследников древнего благочестия.
«Сказание об Аввакуме, Лазаре и Епифании» было впервые опубликовано в составе сборника старообрядческих сочинений в 1789 году в Супрасльской типографии, затем перепечатано в 1795 году в Клинцах, позднее — в различных старообрядческих центрах.
В фонде Архангельской областной научной библиотеки имени Н. А. Добролюбова (АОНБ) хранится редкое старопечатное издание 70–80 годов XIX века «Истории об отцах и страдальцах соловецких» в состав которого вошло уже известное «Сказание ...». Судя по заставкам и шрифтам, данный экземпляр отпечатан в тайной передвижной старообрядческой типографии Алексея и Андрея Овчинниковых: братья так часто подвергались гонениям со стороны полиции, что вынуждены были перемещаться между Московской, Ярославской и Калужской губерниями. Поэтому точное место издания установить не удалось.
Из фонда АОНБ
В 2018 году в Кенозерский национальный парк (КНП) в составе библиотеки фольклориста Ю.И. Смирнова попала старообрядческая рукопись XVIII–XIX веков, ранее бытовавшая и хранившаяся на Севере России. Среди духовных стихов и молитв на листе 92 вдруг появляется фраза: «По божию попущению вкрался на престол Никон и сперва являяся, яко ангел, а внутрь сый диавол» (рис. 1). Беглым полууставом неизвестный нам книжник сокращенно переписал 2 первые главы из «Книги бесед» протопопа Аввакума, которая создавалась в пустозерской ссылке на протяжении семи лет. Первая беседа повествует о страдавших за «древлецерковная благочестная предания», вторая раскрывает образ креста Христова.
Рис. 1 |
Рис. 2 |
После двух бесед без заглавия книжник изложил Послание Аввакума к братии «на всем лице земном», первые слова которого взывают к стойкости духа «Стойте, Господа ради, в вере тверто и не предавайте благоверия святых отец наших...» (рис. 2).
Не случайно Аввакум в первой Книге бесед вспоминает тех, кто был вместе с ним: «...и Киприян Юродивой с нами же мучится за православие, а Соловецкой монастырь 7 лет в осаде. На Мезени двух человек повесили Феодора да Луку, на Москве старца Аврамия и Исаию Салтыкова сожгли, на Колмолгорах Ивана Юродиваго сожгли...».
Аввакум восклицает: «Почивайте, миленькие, до общаго воскресения Христова и о нас молитеся, даже и мы ту же чашу испием».
Поминал Аввакум. Поминают и его. Христианская Русь живет памятью обо всех умерших. Вечная память пустозерским страдальцам провозглашается в раскольничьих помянниках. В Архангельском краеведческом музее (АКМ) на 11 листах, исписанных в конце XVIII века разными почерками, хранится историческая память о «пострадавших» и «сожженных благочестия ради»: «Помяни, Господи, душа усопших раб своих и рабынь от Адама и до сего дня и иже окрест нас преставившихся их же несть кому помянути. Пустозерские страдальцы: священнопротопопа Аввакума за благочестие пострадавшего, священноиерея Лазаря, священнодиякона Феодора, инока Епифания».
Далее идет перечисление имен, пострадавших за старую веру на Печоре, в Каргопольском уезде, на Выгу, на Ухтюге. Эту память и мы должны пронести через века. Только тогда связь времен не утратит свою историческую значимость.
На Русский Север власти сослали протопопа Аввакума и других, недовольных новшествами. Северу была отведена роль сурового тирана, исполняющего волю церковной верхушки и самодержавия. Но вышло иначе. Здесь, в скитах и лесах-пустынях, были созданы ярчайшие произведения того времени. Архангельский Север стал огромной библиотекой, где по сей день сохранились памятники древнерусской культуры.
Живое слово протопопа Аввакума не оставляет равнодушным и сегодня. Тем более сильно оно влияло на людей, всю душу свою отдавших Северу. В 1981 году свой экземпляр «Жития протопопа Аввакума» подарила Фёдору Абрамову Ксения Петровна Гемп, подписав так: «Фёдору Абрамову. Честность, честь, боль — Ваши книги. Прозрение, горькое счастье — Ваш труд. Так думаю. Ксения Гемп. Сердечно. Архангельск, 13 августа 1981 г. Память о пустозерцах — это ещё».
Сегодня нам остается вспоминать о пустозерских страдальцах, укрепляться силой их духа и бережно хранить рукописное и печатное старообрядческое книжное наследие. «Братия, свети мои! Простите мя, грешнаго, и помолитеся о мне, и вас бог простит и благословит, и наше грешное благословение да есть с вами неразлучно».